Домой Новости Без IKEA и H&M: что ждет московские ТЦ после ухода иностранных брендов

Без IKEA и H&M: что ждет московские ТЦ после ухода иностранных брендов

498
0

По данным Knight Frank Russia, с начала февральских событий как минимум 16 иностранных ретейлеров объявили об уходе. Как будут развиваться московские торговые центры без западных ретейлеров — рассказываем вместе с экспертами

Весной некоторые иностранные ретейлеры приостановили бизнес в России на фоне спецоперации на Украине. Сети закрыли магазины еще в марте, но многие торговые помещения пустуют до сих пор. Часть брендов уже объявила об окончательном уходе из России, другие же до сих пор держат паузу.

Вместе с консультантами рынка рассказываем, какую долю занимали иностранные бренды в московских ТЦ и по какому пути они будут развиваться без зарубежных ретейлеров.

Доля западных брендов достигает 20%

Сегодня западные бренды, по разным оценкам, занимают от 11% до 19% площади в московских торговых центрах. В крупных торговых центрах Москвы арендопригодной площадью (GLA) от 60 тыс. кв. м доля иностранцев без учета временного открытия магазинов на распродажу, например H&M Group, составляет 13–19%, рассказывает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. В сети ТРЦ «Мега» с учетом размещения крупноформатных магазинов IKEA показатель может достигать 40%. В ТЦ с GLA 30–60 тыс. кв. м доля находится на уровне 9–13%. Районные и окружные ТЦ менее GLA 30 тыс. кв. м наименее зависимы от приостановивших деятельность иностранных брендов, их доля составляет менее 5%, добавила эксперт.

По данным Nikoliers, в целом доля иностранных брендов, присутствующих на рынке Москвы, составляет 10–12% от общего объема качественных торговых площадей. Средневзвешенная доля приостановивших работу иностранных брендов в крупных профессиональных объектах составляет 20–21%», — отметила партнер Nikoliers Анна Никандрова.

Согласно оценкам аналитиков Commonwealth Partnership (CMWP), доля приостановивших деятельность магазинов в торговых центрах Москвы на конец первого полугодия 2022 года составила 11,6% от общего объема площадей в 6 млн кв. м. Свободные площади в московских ТЦ по итогам июля достигли 11,2% от общего объема. Для сравнения, в конце 2021 года вакансия находилась на уровне 10%. «Разрыв небольшой, потому что основная часть арендных контрактов иностранных брендов, заявивших о приостановке работы, продолжают действовать», — пояснила партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership (CMWP) Ольга Антонова.

По данным Knight Frank Russia, с начала февральских событий об уходе объявили порядка 16 иностранных ретейлеров. Однако фактически многие из них еще не освободили площадки в столичных ТЦ. Кроме того, по оценке аналитиков, уже 16 брендов объявили о смене названия и продаже своего бизнеса в России: L'Occitane («Л'Окситан»), OBI (ОБИ), McDonald's («Вкусно — и точка»), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (теперь они называются RE, CR, «Хс», M, «Син»), CCC (Obuv), Mango, Levi’s (JNS/JEANS’а), Helly Hasen («Хансен»), Deichmann, Reebok, Starbucks и др.

Ключевые бренды, объявившие об уходе с российского рынка

Бренд Страна происхождения Профиль
Prisma Финляндия Продукты
Hesburger Финляндия Общественное питание
Paulig Cafe & Store Финляндия Общественное питание
Nike США Одежда и обувь
Jacquemus Франция Одежда и обувь
Jysk Дания Товары для дома
Watsons Китай Парфюмерия и косметика
Victoria’s Secret США Одежда и обувь/Нижнее белье
Coty Франция/США Парфюмерия и косметика
IKEA Швеция Товары для дома
Sandro Франция Одежда и обувь
Maje Франция Одежда и обувь
Mothercare Великобритания Товары для детей
Moncler Италия Одежда и обувь
Lush Великобритания Парфюмерия и косметика
Converse США Одежда и обувь

Источник: Knight Frank Research, 2022

Трафик упал на 20% — что будет дальше?

По подсчетам CMWP, снижение трафика после закрытия магазинов популярных иностранных брендов составило 20–22%. Это говорит о том, что клиент не готов ходить по темным коридорам, и подтверждает факт, что закрытые ретейлеры — это и есть основные драйверы принятия решения о шопинге, отметила руководитель департамента торговой недвижимости CMWP. «Многих из них называют якорями. Уже сегодня, если сравнить среднюю выручку ретейла в общей корзине с прошлым годом, можно видеть, что она снижена на 30–35% за счет закрытых магазинов. Это притом что большая часть компаний продолжает частично платить арендные платежи и заработные платы», — добавила Ольга Антонова.

По ее словам, наиболее пострадавшими в этой ситуации окажутся крупные торгово-развлекательные центры с высокой долей международных операторов, новые объекты, введенные в эксплуатацию в 2020–2022 годах, а также объекты с несбалансированной концепцией и исторически высокой долей свободных площадей. «Особенно пострадают новые ТЦ, открытие которых пришлось на период пандемии и следующего за ним нового кризиса. Текущая ситуация не позволяет им раскрыть свой потенциал и привлечь арендаторов — доля свободных площадей в таких объектах может достигнуть 45%», — допустила Ольга Антонова.

Источник: realty.rbc.ru